Доступная среда

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.


Характеристика деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 109»

Сфера деятельности – образование.

Виды оказываемых услуг предоставление услуг по обучению и воспитанию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) в инклюзивной образовательной среде.

Форма оказания услуг - на объекте.

Категории обслуживаемого населения по возрасту - дошкольники с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи).

В целях обеспечения доступности к информационным материалам  на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.

В МБДОУ созданы оптимальные организационно-педагогические условия, направленные на полноценное и эффективное получение дошкольного образования всеми воспитанниками ДОУ. В штатном расписании ДОУ имеются учителя - логопеды и педагог- психолог, которые проводят диагностику развития детей дошкольного возраста, оказывают коррекционную помощь на основе специальных психолого-педагогических подходов. Раннее оказание коррекционной помощи в дошкольном возрасте позволяет через индивидуализацию образования, психологическое сопровождение и проведение квалифицированной коррекции развития ребенка успешно подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении.

В МБДОУ функционируют 9 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В группах реализуется адаптированная основная образовательная программа для  детей с ОВЗ (с тяжелыми нарушениями речи).

На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут. На основании заключений ПМПК для детей, рекомендованных к наблюдению психолого-педагогического консилиума МБДОУ, разработаны и реализуются программы индивидуального сопровождения специалистами детского сада.

В ДОУ предусмотрены помещения для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми: групповое помещение, кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкальный и физкультурный залы. Все кабинеты и помещения оснащены необходимым игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, соответствуют принципам необходимости и достаточности.

Материально-техническое обеспечение Программы составляют: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

Предметно развивающая среда ДОУ нацелена на наиболее эффективное развитие и коррекцию психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их индивидуальных особенностей.

В образовательном процессе педагогами учреждения используются следующие технические средства обучения:

магнитофоны, видеоплееры, телевизоры, музыкальные центры, синтезатор, мультимедийная установка.

имеется развивающее коррекционное оборудование для воспитанников с ОВЗ:

‑ программно-дидактический комплекс «Логомер 2»;

‑ логопедический тренажер Дэльфа 142.1 с микрофоном;

‑ стерилизатор сухожаровый для обработки инструментов;

‑ гласперленовый министерилизатор серии «Термоэст»;

‑ вибратор ARK S Z-VIBE;

‑ логопедические игры Мерсибо;

‑ мультистудия;

‑ развивающее оборудование для кабинетов учителей-логопедов: игры и игрушки для интеллектуально-творческого развития детей с ОВЗ (на развитие памяти, концентрации внимания, воображения, пространственных отношений, освоение элементов художественного конструирования, творческих способностей, комбинаторных способностей, мышления, смекалки и сообразительности, стимуляции речевых центров, развитие связной речи, активизация и развитие словаря, развитие фонематических процессов, речевого слуха, внимания, всех видов восприятия, тонкой моторики и т.д.).


Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:

  1. Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
  2. Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
  3. Воспитательный компонент содержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.


Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.

При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.


 Условия питания детей-инвалидов и детей с ОВЗ - не требуют создания особых условий.

Обеспечение доступа в здания ОО детей-инвалидов и детей с ОВЗ - не требуют создания особых условий.